вторник, 25 августа 2009 г.

int: the Dartz

«Вот такие вот мы загадочные»

О существовании питерской группы The Dartz я узнал совершенно случайно. Когда-то давным-давно один мой старый товарищ записал мне на компьютер много мр3 с фолк музыкой. В большинстве своем это были альбомы группы «Неизвестный исполнитель» и, как ни странно, назывались они все - «Неизвестный альбом» и содержали песни с абсолютно одинаковыми названиями: «Track01, Track02,…». Отличались альбомы только количеством и продолжительностью этих треков. И вот на одном из таких дисков, который был явно сборником песен разных исполнителей, играющих в стиле ирландского фолка, меня зацепили сразу несколько русскоязычных треков. Настолько зацепили, что возникло желание узнать, кто же их поет. Уже не помню, каким образом, но было выяснено, что сборник называется «Родом из Ирландии», а все понравившиеся мне песни исполняет группа The Dartz. И песни эти: «Родом из Ирландии», «Холодные камни» и «Кунла».
В то время наш портал был в большей степени посвящен тяжелому металлу, поэтому интервью с группой, исполняющей ирландский фолк, выглядело бы нелогично. Однако, годы шли, HeavyMusic.ru «легчал», а The Dartz, наоборот, тяжелели. Сегодня в своей музыке группа не стесняется использовать барабаны, электро-гитару и прочие атрибуты рок-музыки.
В начале 2009 года The Dartz выпустили DVD «Электроакустика», а в настоящее время музыканты готовят новую программу. По информации сайта группы, новый альбом досводится в Москве. Обложку к нему нарисовал художник, иллюстрировавший Станислава Лема и работающий сейчас над мультфильмом «Кин-Дза-Дза». «Обложка будет ОЧЕНЬ красивой - возможно, это будет вообще самая красивая обложка в фолк-роке» - пишут музыканты.
На фестивале, посвященном пятилетию музыкального портала Shadelynx.com, мне повезло встретиться с вокалистом группы – Дмитрием «Dee» Курцманом и задать ему вопросы, которые, честно сказать, оказалось совсем не легко подготовить. Ведь на официальном сайте группы есть ответы практически на все вопросы, которые могут возникнуть к группе: начиная с описания стиля и смысла названия и заканчивая историей создания каждой из песен The Dartz. Так же на сайте можно скачать почти все песни группы. В общем, с вопросами мне уже в который раз помогли мои коллеги Юлия «Solais» и Алексей «Windblade», за что им огромное спасибо. Так же хочется поблагодарить Наталью «Hilda» за помощь в организации данного интервью и ещё нескольких, которые появятся на портале следом.
Итак, открываем второй в этом году блок интервью с отечественными фолк-рок группами!


Как ты считаешь, какие коллективы/исполнители оказали существенное влияние на творчество The Dartz?
Прежде всего, The Beatles. Когда кажется, что всё плохо и бессмысленно, я ставлю Битлз и сразу понимаю, что на самом деле всё хорошо и смысл в этой жизни есть.

В ваших песнях нет-нет, да и появляются «современные» темы, точнее не темы, а скорее описания тех или иных ситуаций (вполне возможно, что вообще вечных) в современном контексте (например, «Пиво и Пельмени», «Полюбила Программиста», «Жаба Раздавленная»). Лично мне в этом чудится небольшой, но все-таки диссонанс – диссонанс между формой (музыкой «под старину») и содержанием (текстом). А тебе?
Понимаешь, если взять любую старинную фолк-песню, которую относят к фольклору, она всегда описывает современные реалии того времени. Например, ирландская песня «Molly Malone» описывает современную для начала 20-го века девушку, которая торгует морепродуктами на улицах Дублина. Мы просто продолжаем эту линию. Фольклор всегда современен.

А как в ирландские мотивы затесались финские темы: «Перкеле-Полька» и «Старый Тойво»?
«Перкеле-Полька» и «Старый Тойво» – это две части одной истории. Мы живем рядом с Финляндией и часто видим финнов, да и сами часто ездим в Финляндию. «Соседство с галактикой Кин-Дза-Дза – наша беда».

Кстати, а вы выступали в Финляндии?
Нет. Мы ведём переговоры, но пока не можем договориться о чем-то конкретном. Но я думаю, мы когда-нибудь выступим в Финляндии. Может даже, очень скоро.

Согласно информации с Вашего сайта, мультимедийный сборник «Боглах» [2003] был приурочен к 500-летию The Dartz, тогда как последующие юбилейные релизы приводят более скромные цифры. Чему верить?
Вот такие вот мы загадочные (смеется).

Многие ваши диски выпущены лейблом «Boglach Records». Что это за лейбл?
«Boglach Records» – это наш лейбл. Мы на нем выпускаем альбомы, которые не выходят больше нигде. Мы сотрудничали с «Антропосом», который ещё в 90-х выпускал виниловые пластинки, мы сотрудничали с «Caravan Records». «Caravan Records» сделал переиздание наших первых дисков. Это питерские. Альбом «Бывает Иногда» вышел на московском «Навигатор Рекордз». Я пока не буду называть имя издателя, который выпустит наш следующий альбом, но это явно будет не «на коленке», хотя и для «Боглаха» дело всегда найдётся.

А «Электроакустика» на «Boglach Records» вышла?
Да, на «Boglach Records» и ограниченным тиражом для самых таких отпетых фанатов. Потому что знакомство с музыкой Dartz, я считаю, лучше начинать с хорошего номерного альбома, а не с такого разухабистого оголтелого концертного видео.

Расскажи об этом видео. Когда вы его снимали и где?
Мы снимали это видео на концертах с программой «Электроакустика». Был сдвоенный концерт в Питере, а потом был сдвоенный концерт в Москве. В фильм вошел московский концерт в клубе «План Б». Только «электро». К сожалению, «акустику» мы не засняли.


А вы акустику-то ещё играете?
Да, конечно. Мы стараемся, во-первых, по-разному показывать одни и те же песни, в разных звучаниях: в акустике, электричестве, может, вообще, а-капелла. Во-вторых, мы стараемся быть масштабируемой группой, которая умеет звучать камерно на маленьких сценах без подзвучки, и очень громко на больших площадках.

В концерте приняла участие виолончелистка Наталья Котлова (ex-Мельница). Давно её знаете?
Наш звукорежиссёр посоветовал пригласить её на запись альбома «Бывает Иногда» и потом на концерты. Не в последнюю очередь потому, что она красивая и эффектная женщина, и виолончель у неё звучит очень апокалиптично. На «Электроакустике» она вышла в таком «мини», что все ребята в зале, наверное, захотели немного побыть её виолончелью. А познакомились мы буквально в метро перед концертом: какая-то барышня ехала впереди на эскалаторе с огромным кейсом, и оказалось, что это и есть Наташа из «Мельницы», и она едет на тот же концерт, что и мы, и даже будет с нами выступать.

Интернет-радио «Боглах» какое-нибудь отношение к вам имеет?
Да, это наше детище. Им сейчас занимается Эрмано, который раньше играл в Dartz на флейте.

Some say the Devil is dead, а что думаешь по этому поводу?
«Some say the Devil is dead» – это ирландская народная песня, направленная в сторону их извечных оппонентов – англичан. Там поется, если вслушаться в текст: «кто-то говорит, что Дьявол умер, но однажды он воскреснет, и присоединится к британской армии». Честно говоря – наплевать, о чём там поётся. Мы взяли просто хорошую задорную мелодию.

Мой заместитель хочет поблагодарить вас за весьма пространное и интересное повествование о «боглахе»! Создалось впечатление, что в группе кто-то серьезно занимается кельтологией… Так ли это? Или упомянутый труд есть лишь единичное исследование?
Тяжелыми наркотиками увлекается (смеется). Конечно, мы все интересуемся разными историческими пластами. Немного реконструкцией, историей, сильно – историей музыки. Сказ о боглахе – скажем так, коллективный подсознательный бред на тему пафосности кельтов. Главное – верьте этой истории, всё так и было.

Практически все песни The Dartz можно скачать на официальном сайте группы. Довольно неожиданный ход в свете современной борьбы с аудио-пиратством… Почему вы решили выложить большую часть своего творчества в свободный доступ?
Напротив, я считаю, что это очень современный ход. Мы были одними из первых, кто стал выкладывать свою музыку альбомами в свободный доступ. Они и сейчас все доступны на сайте или на его «зеркалах». Исключение составляет только альбом «Бывает Иногда», вышедший на «Навигатор Рекордз», потому что права у них, и они не могут разрешить выложить его в свободный доступ. Но следующий альбом, я думаю, мы выложим. И это совершенно не сказывается на продажах, зато на всё остальное это влияет хорошо.

Вы по России с турами ездили? Как вас принимают в других городах?
Да, ездили. Отлично принимают. Мы приезжаем в город, где мы никогда ещё не были, там уже народ знает пяток песен. Вот благодаря этим выложенным в Интернет трекам.

Кстати, как поклонники группы отнеслись к утяжелению звучания?
Ну, сначала, конечно, фыркали: «Барабаны в The Dartz это не то, для меня настоящий Dartz без барабанов…», но потом они увидели, что это хорошо и «Бывает Иногда» показал, что с добавлением электричества наша музыка очень красиво звучит.

Отмечаете ли вы какие-нибудь «заморские» праздники: день Святого Патрика, Самайн, например?
Ну, на День Святого Патрика мы стараемся выбраться в паб – попить пива, а так оголтело не отмечаем, трилистник на лбу никто не рисует. У Dartz есть свои традиции и свои праздники.

В текстах многих композиций The Dartz, особенно в последние годы, упоминается море. В других оно вроде бы и не упоминается, но все равно незримо присутствует. Для каждого человека море олицетворяет что-то свое. Чем море является для вас?
Это в каких оно незримо присутствует? (смеется). Для нас море – это Питер. Он же – морской город! У нас, куда ни пойдешь, всюду будут кричать чайки. Даже если ты довольно далеко от моря находишься. У одного моего приятеля даже под кроватью можно было найти ракушки и песок.


В 2008 году вы выпустили сингл «Катти Сарк» – о судьбе одноименного чайного клипера, почти уничтоженного в пожаре 2007 года, и об ушедших в прошлое парусных кораблях. Почему именно это событие привлекло ваше внимание настолько, что вы решили написать песню?
Когда б вы знали, из какого сора… У меня в голове первая строчка всё крутилась: «Когда сгорела «Катти Сарк»…» Иногда идеи для песен появляются очень странно. Иногда появляется просто мысль: а не сочинить ли мне песню про «Катти Сарк». Вот так, буквально. Мы, кстати, были на регате «Катти Сарк» во Франции.

А не хотите посвятить песню уходящим уголкам Старого Питера? Я слышал, у вас сейчас начинаются те же процессы, что уже почти сгубили Старую Москву.
Ты знаешь, у нас есть песня «Пивной Перекресток». Как раз про перекресток, который сейчас значительно перестроили. Он находится рядом снами. Никакой шумихи вокруг него не раздуто, он не является памятником культуры, но от этого не становится менее обидно от его исчезновения. Так что, у нас есть песни про такие уголки Петербурга, просто эти места не в фокусе общественного мнения, это не Газпром-Сити…

На сингле «Катти Сарк» есть караоке-версия «Одиннадцать лет». Вы сами любите петь в караоке, и если да, то какие песни чаще всего исполняете?
Я сейчас часто пою дома караоке. Всякие хорошие песни типа «Есть в графском парке черный пруд», «Есть только миг между прошлым и будущим…»

А нет желания сделать кавер на какую-нибудь советскую классику?
У нас есть каверы на песни из советских фильмов. Но вообще мы каверами не увлекаемся, и играем чужие песни только если они по-настоящему нас трогают.

На альбоме «Бывает иногда» (2007) вы использовали самые разные инструменты – от классических инструментов до народных и даже экзотических. Для нового альбома вы планируете записать какие-нибудь особенные инструменты?
Мы уже записали новый альбом. Пока всё секрет. Там есть очень нестандартные для The Dartz инструменты.


Я так понял, что новый альбом выйдет осенью.
Вот 17 октября мы будем в ЦДХ его презентовать. Продажи, я думаю, начнутся раньше. Мы не хотим больше привязывать начало продаж к концерту-презентации. Это глупо, по-моему.

Логично, слушатель должен быть подготовлен. А вы уже играете на концертах новые песни?
Стараемся не играть, но «Аль-Рашида» и «Минареты над Парижем» уже требуют везде. И кроме того, пока мы записывали альбом, у нас появилась ещё одна программа новых песен, которые мы будем записывать потом, как отъездимся с новым альбомом. Что-то звучит уже и сейчас, но давайте подождём октября.

Слушаете ли вы традиционный акустический фолк, и если да, то какие группы и исполнители вам нравятся?
«Silly Wizard» очень нравится, ирландские группы, галисийские. Из французских – Tri Yann, Malicorne. Из наших очень нравится Троiца белорусская.

Композиция «Стрела» вошла в альбом 2005 и в альбом 2007 года. Почему вы решили два раза записать именно эту композицию?
Это была просьба издателя. Им так понравилась песня, что они хотели её видеть на новом альбоме.

После «Переверни Страницу» (2005) кельтская тематика практически ушла из творчества The Dartz. В дальнейшем вы планируете к ней возвращаться, или уже нет?
Она никуда не ушла, она растворилась в песнях. Если взять «Бывает Иногда», там почти каждая песня сочинена на основе какой-нибудь кельтской мелодии. Даже «Стрела» при всей её «роковости» была сочинена в ходе экспериментов c «кельтскими» строями гитары.

На обложке «Бывает Иногда» изображены силуэты двух людей, беседующих друг с другом в купе поезда, а за окном – море. Вряд ли можно было бы лучше проиллюстрировать содержание нового альбома. Кто предложил нарисовать именно такую обложку?
Вон Алёна стоит, жена нашего гитариста Пана. Она нарисовала эту обложку.

Водолаза в скафандре начала 20 века для фотосессии альбома «Бывает Иногда» кто предложил? Как вообще такая идея появилась?
Идею предложил наш басист Слон. Мы сидели в кафе, обсуждали обложку, и он сказал, что должно быть что-то нелепое и вызывающее. Например, водолаз на вокзале. И мы нашли настоящего водолаза в Питере, и он согласился посидеть на вокзале, поучаствовать в фотосессии.

Что, на ваш взгляд, самое важное для музыкальной группы – например, играть то, что нравится, а не то, что хотят слушатели/лейблы, постоянно искать что-то новое…?
Конечно, играть, то, что нравится, и получать за это по заслугам. Потому что, когда группа пишет песни, которые их самих возбуждают, она крепнет, собирается вокруг музыки и реально делает прорывы.

Расскажи какую-нибудь веселую историю из жизни группы.
Можно рассказать историю про водолаза, но её можно найти на нашем сайте. Вы просто представьте себе, что творилось на Витебском вокзале, когда туда пришёл водолаз в ещё необсохших после погружения ботинках, которые, кстати, по 30 кг каждый. А сам водолаз Сережа после фотосессии вдруг понял, что совершенно не обязательно работать на страшных глубинах для того, чтобы получать деньги. Можно и просто посидеть на скамейке с гармошкой в руках.

Ну, и традиционно, несколько слов для наших читателей.
Ребята, слушайте побольше музыки. Или, ещё лучше – слушайте Битлз, всё остальное необязательно.

Фотографии для оформления интервью предоставлены Dee. Фотограф: Александр «Сандро» Королёв.

Комментариев нет:

Отправить комментарий